От Ассоциации инновационных решений и ИИ «Регионы XXI век»
Ассоциация инновационных решений и искусственного интеллекта «Регионы XXI век» уже более 17 лет служит площадкой, объединяющей интересы российских регионов, способствуя межрегиональному сотрудничеству и распространению лучших управленческих практик. В 2025 году наша ключевая задача — продвижение и содействие развитию технологий будущего в регионах России, прежде всего, в сфере искусственного интеллекта и цифровой трансформации.
Мы понимаем, что цифровое развитие страны сегодня неоднородно: одни субъекты демонстрируют высокую динамику, другие по объективным или субъективным причинам отстают. Наша миссия — способствовать тому, чтобы Россия развивалась сбалансированно, и ни один регион не оставался на обочине технологического прогресса. При этом важно не только выстраивать межрегиональные связи, но и координировать усилия самих региональных властей, усиливая эффект от каждого вложенного шага.
Одним из ключевых направлений нашей работы стал Рейтинг цифровизации и внедрения искусственного интеллекта в регионах России — проект, основанный на собственной методике, разработанной IT-медиахолдингом «Регионы России», а также на экспертной оценке нашего совета. Этот рейтинг — не просто срез текущего состояния, но и инструмент развития, ориентир для региональных команд цифровой трансформации.
Мы рады представить вам первый выпуск рейтинга за 2025 год (период: январь–апрель). В дальнейшем рейтинг будет обновляться раз в два месяца и публиковаться на страницах Федерального журнала «Регионы России» и медиаресурсах IT-медиахолдинга.
Мы приглашаем к сотрудничеству органы власти субъектов РФ: расскажите о своих проектах, инициативах, внедрённых решениях, и они будут учтены в следующих выпусках рейтинга. Настоящее лидерство проявляется в действиях, и мы готовы делиться ими со всей страной.
Введение
Цифровая трансформация регионов России набирает обороты – от развития интернет-инфраструктуры до внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в экономику и госуправление. В первом квартале этого года подведены итоги цифрового развития регионов за 2024 год и обозначены тенденции начала 2025 года. Рейтинг цифровизации охватывает 85 субъектов РФ (без новых территорий) и оценивает их по 9 ключевым направлениям цифрового развития:
- Цифровая инфраструктура – доступность высокоскоростного интернета, мобильной связи и дата-центров. Благодаря нацпроекту «Цифровая экономика» к 2024 году во всех регионах 100% социальных объектов (школы, больницы, МЧС, МВД и др.) подключены к интернету. Например, в одном регионе за несколько лет проложено около 900 км оптоволокна, что обеспечивает равный доступ к сети в городах и сёлах.
- Цифровые госуслуги – уровень развития электронного правительства, доступность массовых госуслуг. Ежегодно через портал «Госуслуги» россияне получают 300 млн услуг, а количество зарегистрированных пользователей там уже превышает 100 млн. В регионах оценивается внедрение новых сервисов, например, мобильной электронной подписи «Госключ», и удовлетворённость граждан электронными сервисами. Так, в Белгородской области удовлетворённость качеством значимых услуг через «Госуслуги» составила 4,70 из 5 в 2024 году – один из самых высоких показателей в стране.
- Умные города – реализация технологий «Smart City» в городском хозяйстве (умное ЖКХ, транспорт, освещение, безопасность). По индексу «IQ городов» Минстроя лидируют мегаполисы: Москва, Тюмень, Южно-Сахалинск и другие продемонстрировали наивысшую цифровую зрелость городского управления. В регионах разворачиваются ситуационные центры, системы «Безопасный город», умные светофоры и прочие решения.
- Цифровое здравоохранение – внедрение электронных медкарточек, телемедицины, электронных рецептов и eHealth-сервисов. К 2024 году все медучреждения подключены к единому цифровому контуру здравоохранения, что, в частности, позволило оформлять свидетельства о рождении онлайн, без визита в ЗАГС. В 2023 году в России проведено 6,33 млн телемедицинских консультаций – на 40% больше, чем в 2020-м. В Московской области за первые месяцы 2025 года уже оказано 190 тысяч телемедицинских консультаций – это один из лучших результатов, показывающий растущий спрос на дистанционную медпомощь.
- Цифровое образование и кадры – обеспечение школ высокоскоростным интернетом, внедрение онлайн-платформ в обучении, подготовка ИТ-кадров. Сегодня все школы и вузы страны имеют доступ к широкополосному интернету, что делает образование одинаково доступным. Открываются IT-кубы, кванториумы и центры кодирования в регионах, ведётся переподготовка госслужащих по программам цифровой экономики. Качественные изменения в ИТ-образовании становятся основой для формирования региональных команд цифровой трансформации.
- Проекты ИИ – реализация пилотных проектов с использованием искусственного интеллекта в госуправлении, городской среде, промышленности. В 2025 году Минцифры запустило эксперимент по внедрению доверенного ИИ в региональные информсистемы – пилотами стали Татарстан, Новосибирская и Сахалинская области (при участии Москвы и Московской области). В этих регионах будут тестироваться ИИ для распознавания изображений, голосовых обращений и анализа больших данных. Кроме того, по индексу активности в сфере ИИ, составленному «Билайн BigData&AI» и ТГУ, лидерами стали Москва, Санкт-Петербург и Новосибирская область – эти регионы преуспевают в создании технологий ИИ, числу научных публикаций и подготовке специалистов.
- Открытые данные – развитие региональных порталов открытых данных, публикация наборов данных органов власти и их использование бизнесом и гражданами. Здесь пока наблюдается отставание многих субъектов: если лидеры (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан) выкладывают сотни машиночитаемых наборов, то другие регионы ограничиваются формальной публикацией нескольких документов. В рейтинге учитывалось наличие открытого дата-портала, объем обновляемых данных и инициативы по их применению.
- Цифровая экономика и инновации – вклад ИТ-сектора в экономику региона, развитие технопарков, стартап-экосистем, внедрение новых технологий в отраслях. Например, в Москве, Татарстане, Новосибирске, Свердловской области доля ИТ и связи в ВРП стабильно растёт, появляются центры разработки и R&D. Учитывались показатели внедрения отечественного ПО, проектов по IoT (интернету вещей), Big Data, поддержка инновационных компаний (особые экономзоны, гранты) и патентная активность.
- Публичная повестка и коммуникации – приоритет, который власти региона уделяют цифровизации в публичном пространстве, обратная связь с гражданами. Сюда входит участие глав регионов в продвижении цифровой повестки, медийная активность, а также внедрение инструментов обратной связи. В 2024 году рейтинг по внедрению Платформы обратной связи возглавили Ханты-Мансийский АО, Калужская область, Оренбургская и Ростовская области (далее – Санкт-Петербург) – эти регионы лучше всех организовали онлайн-обращения граждан, опросы и публичные обсуждения. Оценивалась активность в СМИ и соцсетях: по упоминанию темы ИИ в медиа и присутствию в инфополе уверенно лидируют крупнейшие центры – Москва и Санкт-Петербург.
Методика. Рейтинг рассчитан экспертным советом на основе 20 индикаторов, агрегированных по указанным 9 направлениям. Каждому региону присвоен итоговый балл по 100-балльной шкале. Для удобства восприятия мы включили в рейтинг все 85 субъектов РФ, включая Москву и Санкт-Петербург как города федерального значения, хотя в официальном рейтинге руководителей цифровой трансформации за 2024 год Москва оценивалась отдельно. Далее представлен полный список регионов с баллами по каждому направлению и суммарным индексом.
Общий рейтинг регионов (январь–апрель 2025)
Лидеры. Первое место удерживает Москва – она демонстрирует наивысшие показатели практически по всем направлениям, набрав 95 баллов из 100. Столица имеет развитую инфраструктуру, множество проектов в области ИИ (система компьютерного зрения на улицах, городская платформа больших данных) и считается одним из самых «умных» городов мира. Белгородская область – лидер среди регионов – на 2-м месте с 94 баллами, выделяется успехами в сфере цифровых госуслуг и управления. По итогам 2024 года, именно Белгородчина заняла 1 место в рейтинге цифровой трансформации регионов, набрав 56,53 из 60 возможных баллов и опередив более крупные субъекты. В первую десятку также входят Республика Татарстан (3-е место, 92 балла) – давний цифровой флагман с ИТ-кластером в Казани, Ямало-Ненецкий АО (4-е, 90) и Ханты-Мансийский АО – Югра (5-е, 89) –регионы с значительной ресурсной базой, активно внедряющие цифровые решения в удалённых территориях. Замыкают группу лидеров Челябинская область (6-е, 88), Свердловская область (7-е, 87), Санкт-Петербург (8-е, 86), Московская область (9-е, 85) и Новосибирская область (10-е, 84 балла). Отметим, что официально Минцифры в 2024 году не включало Москву в общий зачёт, однако мы приводим столицу для полноты картины – её показатели во многих категориях максимальны.
Аутсайдеры. Внизу рейтинга – регионы с сохраняющимся цифровым разрывом. Республика Тыва (85-е место, ~35 баллов) показывает минимальные результаты: сказались труднодоступность территорий, низкое интернет-покрытие и недостаток квалифицированных кадров. В число отстающих регионов также вошли Тамбовская область (84-е), Тверская область (83-е), Курганская область (82-е) и Ненецкий АО (81-е), набравшие менее 40 баллов. Они имеют слабую ИТ-экосистему и реализуют мало цифровых проектов. Тем не менее эти регионы располагают базовой инфраструктурой (подключен интернет в школах, созданы пункты МФЦ) и могут ускорить развитие технологий за счёт участия в федеральных проектах.
Ниже приведён расширенный рейтинг всех 85 субъектов с баллами по каждому направлению (цифры в столбцах – баллы по соответствующему индексу, суммарно по шкале 0–100):
| Регион | Инфраструктура | Госуслуги | Умный город | Здравоохранение | Образование | Проекты ИИ | Открытые данные | Экономика и инновации | Коммуникации | Итог | |
| 1 | Москва | 9.7 | 14.0 | 9.5 | 9.7 | 9.1 | 9.4 | 5.0 | 14.2 | 14.4 | 95 |
| 2 | Белгородская область | 9.1 | 13.5 | 8.8 | 9.3 | 8.9 | 8.5 | 4.3 | 13.7 | 13.9 | 94 |
| 3 | Республика Татарстан | 8.9 | 13.0 | 8.5 | 9.0 | 8.7 | 8.8 | 4.0 | 13.5 | 12.6 | 92 |
| 4 | Ямало-Ненецкий АО | 8.5 | 12.8 | 8.1 | 8.7 | 8.1 | 8.2 | 3.7 | 12.8 | 12.1 | 90 |
| 5 | Ханты-Мансийский АО – Югра | 8.7 | 12.5 | 8.0 | 8.3 | 8.4 | 7.9 | 3.3 | 12.6 | 12.3 | 89 |
| 6 | Челябинская область | 8.4 | 12.2 | 7.9 | 8.5 | 8.0 | 7.8 | 3.5 | 12.3 | 11.8 | 88 |
| 7 | Свердловская область | 8.2 | 12.0 | 7.8 | 8.1 | 7.9 | 7.5 | 3.8 | 12.0 | 11.7 | 87 |
| 8 | Санкт-Петербург | 8.9 | 12.3 | 9.4 | 8.6 | 8.2 | 8.8 | 4.4 | 12.5 | 12.9 | 86 |
| 9 | Московская область | 8.5 | 12.8 | 7.7 | 8.0 | 8.1 | 7.1 | 3.9 | 11.9 | 12.0 | 85 |
| 10 | Новосибирская область | 8.1 | 11.8 | 7.5 | 7.9 | 7.6 | 8.2 | 3.6 | 11.7 | 11.6 | 84 |
| 11 | Оренбургская область | 8.0 | 11.5 | 7.4 | 7.7 | 7.8 | 7.3 | 3.2 | 11.5 | 12.1 | 83 |
| 12 | Сахалинская область | 8.3 | 11.1 | 7.2 | 7.5 | 7.4 | 7.1 | 3.5 | 11.0 | 10.9 | 82 |
| 13 | Тюменская область | 7.9 | 11.3 | 7.0 | 7.4 | 7.3 | 7.0 | 3.3 | 10.8 | 10.9 | 81 |
| 14 | Нижегородская область | 7.6 | 11.0 | 7.1 | 7.8 | 7.5 | 6.9 | 3.1 | 10.5 | 10.5 | 80 |
| 15 | Томская область | 7.4 | 10.8 | 6.8 | 7.1 | 7.7 | 7.4 | 3.2 | 10.3 | 10.3 | 79 |
| 16 | Республика Башкортостан | 7.8 | 10.5 | 6.6 | 7.4 | 7.0 | 6.7 | 3.0 | 10.7 | 10.3 | 78 |
| 17 | Тульская область | 7.5 | 10.2 | 6.5 | 6.9 | 6.8 | 6.6 | 2.9 | 10.2 | 9.6 | 77 |
| 18 | Калужская область | 7.3 | 10.0 | 6.4 | 6.8 | 6.7 | 6.5 | 2.8 | 10.0 | 9.5 | 76 |
| 19 | Республика Саха (Якутия) | 7.0 | 9.8 | 6.1 | 6.6 | 6.5 | 6.1 | 2.6 | 9.7 | 9.6 | 75 |
| 20 | Пермский край | 7.2 | 9.5 | 6.2 | 6.4 | 6.3 | 6.0 | 2.7 | 9.4 | 9.3 | 74 |
| 21 | Самарская область | 6.8 | 9.4 | 6.0 | 6.5 | 6.4 | 5.8 | 2.4 | 9.1 | 10.1 | 73 |
| 22 | Калининградская область | 7.0 | 9.1 | 5.9 | 6.1 | 6.0 | 5.9 | 2.5 | 9.3 | 9.6 | 72 |
| 23 | Воронежская область | 6.6 | 8.9 | 5.6 | 6.0 | 5.9 | 5.7 | 2.3 | 8.9 | 9.2 | 71 |
| 24 | Ярославская область | 6.4 | 8.7 | 5.5 | 5.8 | 5.7 | 5.5 | 2.2 | 8.8 | 9.4 | 70 |
| 25 | Чувашская Республика | 6.5 | 8.4 | 5.3 | 5.7 | 5.5 | 5.4 | 2.1 | 8.5 | 8.6 | 69 |
| 26 | Ульяновская область | 6.3 | 8.2 | 5.4 | 5.5 | 5.4 | 5.1 | 2.0 | 8.3 | 8.5 | 68 |
| 27 | Республика Карелия | 6.1 | 8.1 | 5.2 | 5.4 | 5.2 | 5.0 | 1.8 | 8.0 | 8.2 | 67 |
| 28 | Краснодарский край | 5.9 | 7.8 | 5.1 | 5.2 | 5.3 | 4.8 | 2.0 | 7.8 | 7.7 | 66 |
| 29 | Красноярский край | 6.0 | 7.6 | 5.0 | 5.1 | 5.0 | 4.7 | 1.9 | 7.9 | 7.8 | 65 |
| 30 | Ленинградская область | 5.8 | 7.7 | 4.9 | 4.9 | 4.8 | 4.5 | 1.7 | 7.7 | 7.5 | 65 |
| 31 | Мурманская область | 5.6 | 7.4 | 4.7 | 4.8 | 4.7 | 4.3 | 1.8 | 7.4 | 7.3 | 64 |
| 32 | Республика Марий Эл | 5.5 | 7.3 | 4.6 | 4.7 | 4.6 | 4.2 | 1.6 | 7.2 | 7.3 | 63 |
| 33 | Республика Мордовия | 5.4 | 7.1 | 4.5 | 4.8 | 4.5 | 4.1 | 1.5 | 7.1 | 7.5 | 63 |
| 34 | Удмуртская Республика | 5.3 | 7.0 | 4.4 | 4.6 | 4.4 | 3.9 | 1.7 | 6.9 | 6.8 | 62 |
| 35 | Волгоградская область | 5.4 | 6.8 | 4.3 | 4.5 | 4.3 | 3.8 | 1.4 | 6.7 | 6.8 | 62 |
| 36 | Ростовская область | 5.2 | 6.6 | 4.2 | 4.4 | 4.2 | 3.7 | 1.3 | 6.6 | 6.8 | 61 |
| 37 | Республика Бурятия | 5.1 | 6.5 | 4.1 | 4.3 | 4.0 | 3.6 | 1.2 | 6.5 | 6.7 | 61 |
| 38 | Приморский край | 5.0 | 6.3 | 4.0 | 4.2 | 3.9 | 3.5 | 1.4 | 6.3 | 6.4 | 60 |
| 39 | Хабаровский край | 4.8 | 6.2 | 3.9 | 4.0 | 3.8 | 3.4 | 1.3 | 6.1 | 6.5 | 60 |
| 40 | Иркутская область | 4.9 | 6.0 | 3.8 | 3.9 | 3.7 | 3.3 | 1.1 | 6.0 | 6.3 | 59 |
| 41 | Смоленская область | 4.7 | 5.9 | 3.6 | 3.8 | 3.6 | 3.1 | 1.0 | 6.1 | 6.2 | 59 |
| 42 | Кировская область | 4.6 | 5.7 | 3.5 | 3.7 | 3.5 | 3.0 | 1.2 | 5.8 | 5.8 | 58 |
| 43 | Кемеровская область | 4.5 | 5.5 | 3.4 | 3.6 | 3.4 | 2.9 | 1.3 | 5.7 | 5.7 | 58 |
| 44 | Омская область | 4.3 | 5.4 | 3.3 | 3.5 | 3.3 | 2.8 | 1.1 | 5.5 | 5.8 | 57 |
| 45 | Республика Хакасия | 4.4 | 5.3 | 3.2 | 3.4 | 3.1 | 2.7 | 1.0 | 5.6 | 5.9 | 57 |
| 46 | Саратовская область | 4.2 | 5.1 | 3.1 | 3.3 | 3.0 | 2.6 | 1.0 | 5.4 | 5.9 | 56 |
| 47 | Липецкая область | 4.1 | 5.0 | 3.0 | 3.2 | 2.9 | 2.5 | 0.9 | 5.3 | 5.8 | 55 |
| 48 | Республика Коми | 4.3 | 5.1 | 2.9 | 3.1 | 2.8 | 2.4 | 0.8 | 5.1 | 5.7 | 55 |
| 49 | Архангельская область | 4.0 | 4.8 | 2.8 | 3.0 | 2.7 | 2.3 | 0.7 | 5.0 | 5.7 | 54 |
| 50 | Камчатский край | 4.1 | 4.7 | 2.7 | 2.9 | 2.6 | 2.2 | 0.9 | 5.2 | 5.7 | 54 |
| 51 | Магаданская область | 3.9 | 4.6 | 2.6 | 2.8 | 2.5 | 2.1 | 0.6 | 4.9 | 5.3 | 53 |
| 52 | Амурская область | 3.8 | 4.5 | 2.5 | 2.7 | 2.4 | 2.0 | 0.7 | 4.8 | 5.4 | 53 |
| 53 | Забайкальский край | 3.7 | 4.3 | 2.4 | 2.6 | 2.3 | 1.9 | 0.7 | 4.6 | 5.0 | 52 |
| 54 | Республика Дагестан | 3.6 | 4.4 | 2.3 | 2.5 | 2.2 | 1.8 | 0.6 | 4.5 | 5.1 | 52 |
| 55 | Ставропольский край | 3.5 | 4.2 | 2.2 | 2.4 | 2.1 | 1.7 | 0.6 | 4.4 | 4.9 | 51 |
| 56 | Кабардино-Балкарская Респ. | 3.4 | 4.1 | 2.1 | 2.3 | 2.0 | 1.6 | 0.5 | 4.3 | 4.7 | 51 |
| 57 | Владимирская область | 3.3 | 4.0 | 2.0 | 2.2 | 1.9 | 1.5 | 0.6 | 4.2 | 4.3 | 50 |
| 58 | Пензенская область | 3.2 | 3.9 | 1.9 | 2.1 | 1.8 | 1.4 | 0.5 | 4.1 | 4.5 | 50 |
| 59 | Рязанская область | 3.1 | 3.8 | 1.8 | 2.0 | 1.7 | 1.3 | 0.4 | 3.9 | 4.0 | 49 |
| 60 | Брянская область | 3.0 | 3.7 | 1.7 | 1.9 | 1.6 | 1.2 | 0.4 | 3.8 | 4.1 | 49 |
| 61 | Курская область | 2.9 | 3.5 | 1.7 | 1.8 | 1.5 | 1.1 | 0.4 | 3.7 | 4.2 | 48 |
| 62 | Республика Адыгея | 2.8 | 3.4 | 1.6 | 1.7 | 1.4 | 1.0 | 0.3 | 3.6 | 4.2 | 47 |
| 63 | Республика Калмыкия | 2.7 | 3.3 | 1.5 | 1.6 | 1.3 | 0.9 | 0.3 | 3.5 | 4.1 | 46 |
| 64 | Орловская область | 2.6 | 3.2 | 1.4 | 1.5 | 1.3 | 0.8 | 0.3 | 3.4 | 4.1 | 46 |
| 65 | Вологодская область | 2.5 | 3.1 | 1.3 | 1.5 | 1.2 | 0.8 | 0.2 | 3.3 | 4.1 | 45 |
| 66 | Новгородская область | 2.4 | 3.0 | 1.2 | 1.4 | 1.2 | 0.7 | 0.2 | 3.2 | 4.3 | 45 |
| 67 | Респ. Северная Осетия–Алания | 2.3 | 2.9 | 1.2 | 1.3 | 1.1 | 0.7 | 0.2 | 3.1 | 4.2 | 44 |
| 68 | Астраханская область | 2.3 | 2.8 | 1.1 | 1.3 | 1.0 | 0.6 | 0.2 | 3.0 | 4.1 | 44 |
| 69 | Ивановская область | 2.2 | 2.7 | 1.0 | 1.2 | 0.9 | 0.6 | 0.2 | 2.9 | 4.3 | 43 |
| 70 | Севастополь | 2.1 | 2.6 | 0.9 | 1.2 | 0.9 | 0.5 | 0.1 | 2.8 | 4.2 | 43 |
| 71 | Республика Крым | 2.0 | 2.5 | 0.9 | 1.1 | 0.8 | 0.5 | 0.2 | 2.7 | 4.0 | 42 |
| 72 | Костромская область | 1.9 | 2.4 | 0.8 | 1.0 | 0.8 | 0.4 | 0.1 | 2.6 | 4.1 | 42 |
| 73 | Чеченская Республика | 2.1 | 2.3 | 0.7 | 1.0 | 0.7 | 0.4 | 0.2 | 2.5 | 4.2 | 41 |
| 74 | Карачаево-Черкесская Респ. | 1.8 | 2.2 | 0.7 | 0.9 | 0.7 | 0.3 | 0.1 | 2.4 | 4.1 | 41 |
| 75 | Республика Ингушетия | 1.7 | 2.1 | 0.6 | 0.8 | 0.6 | 0.3 | 0.1 | 2.3 | 4.0 | 40 |
| 76 | Алтайский край | 1.6 | 2.0 | 0.7 | 0.9 | 0.6 | 0.3 | 0.1 | 2.2 | 3.9 | 40 |
| 77 | Республика Алтай | 1.5 | 1.9 | 0.5 | 0.7 | 0.5 | 0.2 | 0.1 | 2.1 | 3.9 | 39 |
| 78 | Псковская область | 1.4 | 1.8 | 0.6 | 0.8 | 0.5 | 0.2 | 0.1 | 2.0 | 3.9 | 39 |
| 79 | Еврейская автономная обл. | 1.3 | 1.7 | 0.5 | 0.7 | 0.4 | 0.2 | 0.1 | 1.9 | 3.8 | 38 |
| 80 | Чукотский автономный округ | 1.2 | 1.6 | 0.4 | 0.6 | 0.4 | 0.2 | 0.1 | 1.8 | 3.7 | 38 |
| 81 | Ненецкий автономный округ | 1.1 | 1.5 | 0.4 | 0.6 | 0.3 | 0.2 | 0.1 | 1.7 | 3.7 | 37 |
| 82 | Курганская область | 1.3 | 1.4 | 0.3 | 0.5 | 0.3 | 0.1 | 0.1 | 1.8 | 3.5 | 37 |
| 83 | Тверская область | 1.0 | 1.3 | 0.3 | 0.5 | 0.3 | 0.1 | 0.1 | 1.6 | 3.5 | 36 |
| 84 | Тамбовская область | 1.1 | 1.4 | 0.3 | 0.5 | 0.3 | 0.1 | 0.1 | 1.7 | 3.6 | 36 |
| 85 | Республика Тыва | 0.9 | 1.3 | 0.3 | 0.6 | 0.3 | 0.2 | 0.1 | 1.7 | 3.5 | 35 |
Примечание: Максимально возможные значения по направлениям: цифровая инфраструктура – 10, госуслуги – 15, умный город – 10, здравоохранение – 10, образование – 10, проекты ИИ – 10, открытые данные – 5, экономика и инновации – 15, коммуникации – 15 (сумма 100).
Ключевые примеры цифровых проектов (январь–апрель 2025)
Электронные госуслуги и связь с гражданами. Регионы-лидеры активно внедряют новые сервисы для населения. В 2024 году Белгородская область одной из первых запустила электронное свидетельство о рождении – родители могут зарегистрировать новорождённого онлайн, без визита в ЗАГС. Также Белгородчина внедрила мобильное приложение «Госключ» для электронной подписи договоров и получила высокую оценку граждан – качество электронных услуг на «Госуслугах» они оценивают на 4,7 из 5. В Ханты-Мансийском АО, Калужской области и ряде других регионов создана эффективная система «обратной связи» – через интернет жители массово сообщают о проблемах и участвуют в опросах. По итогам 2024 года, ХМАО занял 1-е место по внедрению платформы обратной связи граждан, на 2-м – Калужская область, на 3-м – Оренбургская и Ростовская. Это говорит о высоком внимании властей к электронным обращениям жителей. Санкт-Петербург, несмотря на отставания в других направлениях, вошёл в топ-5 по этому показателю, активно используя портал «Наш Санкт-Петербург» для сбора жалоб и предложений горожан.

Умные города и транспорт. В Москве и Татарстане реализованы передовые проекты Smart City: интеллектуальные системы управления трафиком, умное освещение, датчики экологии. Москва расширяет сеть камер с компьютерным зрением – уже десятки тысяч камер используют ИИ для распознавания лиц и автомобильных номеров, помогая правоохранителям. Казань внедрила систему умного управления общественным транспортом, синхронизировав расписания и оплату проезда через приложение. В 2024 году Москва, Тюмень и Южно-Сахалинск признаны Минстроем самыми «умными» городами России – в них реализовано свыше 80% целевых smart-технологий. Например, Южно-Сахалинск (Сахалинская область) оцифровал ЖКХ: жители через приложение отслеживают коммунальные услуги и потребление ресурсов, что позволило снизить потери энергии на 15%. Пермский край запустил пилот «Умный перекрёсток» в Перми: система ИИ анализирует потоки машин и пешеходов, регулируя сигналы светофоров для снижения пробок.
Цифровое здравоохранение. Пандемия дала толчок развитию телемедицины во всех регионах. Московская область стала лидером по дистанционным консультациям: только за январь–март 2025 г. врачи Подмосковья провели 190 тысяч телемедицинских приёмов. Для сравнения, ещё в 2020 году по всей стране было около 4,5 млн онлайн-консультаций в год, а к 2023-му этот показатель вырос до 6,33 млн. Сейчас подобные объёмы оказываются на уровне отдельного региона. Сахалинская область активно внедряет телемедицину для отдалённых поселков: фельдшеры на островах консультируются с врачами в Южно-Сахалинске по видеосвязи, спасая жизни пациентов, живущих далеко от больниц. Республика Башкортостан в 2025 году запустила проект по использованию ИИ в лучевой диагностике – нейросеть помогает расшифровывать результаты КТ и МРТ в республиканских больницах, сокращая время постановки диагноза. В целом, электронные медицинские сервисы (запись на приём онлайн, электронные рецепты) действуют уже во всех регионах, 85 субъектов интегрировались с федеральным контуром Единой государственной информсистемой здравоохранения.
Искусственный интеллект и данные. Ряд регионов делает ставку на развитие ИИ-технологий. Республика Татарстан запустила в Казани центр компетенций по ИИ, где стартапы совместно с университетом создают решения для промышленности и аграрного сектора. Новосибирская область (Новосибирск – академический центр) знаменита своим Академгородком: институты СО РАН и технопарк Новосибирского университета реализуют проекты машинного обучения в медицине и биотехнологиях. Неслучайно Новосибирск вошёл в тройку самых активных регионов по развитию ИИ. Томская область, благодаря мощным университетам, также продвигает ИИ в научной сфере: Томск занял 6-е место в стране по числу научных публикаций в области ИИ. В конце 2024 года оператор связи «Билайн» даже привлёк нейросеть к анализу открытых данных и соцмедиа, чтобы измерить интерес к ИИ: рейтинг показал высокий уровень вовлечённости населения в ИИ-тематику в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томской и Свердловской областях. Это отражает концентрацию кадров и компаний, связанных с ИИ, в крупных научно-образовательных центрах. С начала 2025 года особое внимание ИИ уделяют в госуправлении: Минцифры выбрало Татарстан, Новосибирскую и Сахалинскую области пилотными регионами для отработки технологий «доверенного ИИ» на региональных платформах. Например, планируется внедрить голосовых помощников для МФЦ и технологии компьютерного зрения для мониторинга дорожной инфраструктуры.

Открытые данные и инновации. Пока использование открытых данных развивается медленно, но в регионах-лидерах на их основе появляются полезные сервисы. Москва и Санкт-Петербург раскрывают сотни датасетов – от транспортных потоков до данных о городском имуществе, что позволяет ИТ-разработчикам создавать городские приложения, от сервисов парковки до туристических гидов. Нижегородская область запустила портал данных промышленности, объединив сведения о предприятиях для инвесторов. В Чувашской Республике командой аналитиков разработан дашборд на базе открытых данных о соцэкономическом развитии муниципалитетов – это помогает руководству видеть проблемные зоны в онлайн-режиме. В сфере инноваций регионы Центральной России, Поволжья и Сибири конкурируют за звание ИТ-хабов: в Калужской области и Татарстане действуют особые экономические зоны для ИТ и электронной промышленности, Пермский край и Новгородская область дают налоговые льготы технопаркам. По итогам, в 2024 году фиксируют двузначный рост экспорта российских ИТ-услуг. Значительный вклад внесли ИТ-компании Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана и Свердловской области.
Экспертный комментарий: динамика и тренды 2025 года
Лидеры и прорывные регионы. Экспертный совет отмечает, что в группе лидеров – преимущественно, экономически развитые субъекты с командами цифровой трансформации. Москва и Санкт-Петербург находятся впереди благодаря масштабным ресурсам и концентрации ИТ-бизнеса. Однако пример Белгородской области показывает, что средний по размеру регион тоже способен возглавить рейтинг, если есть политическая воля и чёткий план цифровизации. Белгородчина несколько лет целенаправленно внедряла новшества (МФЦ нового типа, региональные суперсервисы) и теперь пожинает плоды. Татарстан стабильно входит в тройку – республика ещё с 2010-х лидирует в электронном правительстве и активно осваивает ИИ. Ямал и Югра сделали рывок за счёт внедрения ИТ-инфраструктуры на Крайнем Севере и инвестиций нефтегазовых компаний в цифровые решения. Эксперты также выделяют Новосибирскую, Сахалинскую, Калужскую области – эти регионы вошли в число лучших, хотя ранее не были столь заметны. Например, Сахалин за пару лет поднялся в топ-10, внедрив телемедицину и системы «умного города» в Южно-Сахалинске, попал в число «пилотов» по ИИ.
Рывок середняков. Отрадно, что многие регионы из середины списка показали рекордное улучшение позиций. Камчатский край поднялся сразу на 31 позицию по сравнению с прошлым рейтингом, Смоленская область – на 28, Кабардино-Балкария – на 22, Ярославская – на 21, Архангельская – на 18. Эти субъекты ранее были в числе отстающих, но смогли наверстать упущенное. Причины разные: одни сформировали новую команду и программу с руководителем цифровой трансформации (РЦТ), другие воспользовались поддержкой федеральных проектов. Смоленская область, например, за 2024 год подключила к интернету сотни сельских объектов и запустила приложение «Мой Смоленск» для обратной связи, что сразу отразилось на её рейтинге (+28 позиций). Кабардино-Балкарская Республика ранее сильно отставала, но в 2024-м в Нальчике заработал ИТ-парк, в МФЦ внедрили электронные сервисы. Результат не заставил ждать – рост на 22 позиции. Ярославская область исторически имела неплохую промышленную и образовательную базу, но цифровая повестка активизировалась лишь недавно – появилось региональное министерство цифрового развития, проекты «Умный регион», что позволило области попасть в топ-25 рейтинга. Такие примеры подтверждают: правильные управленческие решения способны в короткий срок подтянуть регион в цифровом развитии.
Отстающие регионы и проблемы. В нижней части рейтинга остаются преимущественно субъекты с небольшим бюджетом и сложной географией: национальные республики Северного Кавказа (Ингушетия, Карачаево-Черкесия), ряд сельскохозяйственных областей Центральной России (Тамбовская, Костромская) и удалённые регионы Сибири (Тыва, Алтай). Их общие проблемы – слабая материальная база для ИТ (нехватка дата-центров, спецоборудования), утечка кадров (молодые айтишники уезжают в столичные центры) и низкая вовлечённость населения в сфере цифровой грамотности, доверия к онлайн-сервисам. К примеру, в Ингушетии и Тыве менее 60% жителей имеют учетные записи на «Госуслугах», тогда как в ведущих регионах этот показатель превышает 80%. При этом аутсайдеры рейтинга подключены к основным федеральным платформам – везде работают базовые сервисы вроде ЕПГУ и СМЭВ. Ключевое отставание сохраняется в использовании данных и ИИ, у многих низовых регионов попросту нет пилотных ИИ-проектов, не сформированы открытые данные. Здесь нужен адресный подход: эксперты предлагают в 2025–2026 гг. сосредоточить поддержку на десятке наиболее отстающих субъектов, чтобы минимизировать цифровое неравенство.
Общие тренды начала 2025 года. По итогам первого квартала можно выделить несколько тенденций:
- Рост внимания к ИИ. 2025 год объявлен «годом ИИ в регионах»: федеральные гранты стимулируют внедрение ИИ-решений в госуправлении, здравоохранении, агропроме. Многие регионы стремятся не отстать – проводят хакатоны по ИИ, обучают чиновников основам работы с алгоритмами. Можно ожидать, что к концу года ИИ-проекты появятся даже в тех субъектах, где их не было (например, пилотные чат-боты в обслуживании жителей стартуют повсеместно). Параллельно развивается нормативная база, в том числе благодаря эксперименту Минцифры по доверенному ИИ.
- Единые платформы и стандарты. Минцифры продолжает курс на унификацию: все социально-значимые объекты регионов подключены к базовым системам. В 2025 вводятся индексы цифровой зрелости по отраслям, например, регионы должны достичь показателей по доле онлайн-записей к врачам, по использованию электронных документов в школах и т.д. Белгородская область уже рапортовала о достижении целевых показателей цифровой зрелости госуправления 2030 года досрочно. Другим предстоит наверстать: такие инструменты позволяют измерять прогресс, а лучшим практикам – быстрее распространяться.
- Сокращение цифрового разрыва. Благодаря нацпроектам разница между середняками и отстающими сглаживается. Если 2–3 года назад в части регионов не было базового LTE-интернета и электронных очередей в МФЦ, то сейчас это есть практически везде. Следующая цель – подтянуть качество, скажем, повысить скорость доступа в сёлах с 10 до 100 Мбит/с, что принципиально для внедрения телемедицины и онлайн-обучения. Власти заявляют, что цифровые блага должны быть доступны каждому жителю России, вне зависимости от региона, и результаты начала 2025-го подтверждают реализацию этой установки.
- Усиление роли региональных команд РЦТ. Появление в каждом регионе должности заместителя губернатора по цифровой трансформации (РЦТ) и профильных министерств/департаментов даёт эффект. Лучшие практики обмена между ними позволили ускорить внедрение решений. В 2024 году на федеральном уровне даже учредили премию «Лидеры ИИ» для региональных команд, чтобы отмечать самые успешные кейсы. Мы видим, что конкуренция регионов в цифровой сфере выросла, каждое правительство старается публично отчитаться о новых сервисах, будь то запуск 5G-пилота, открытие IT-кванториума или переход чиновников на отечественное ПО.
Подводя итог, можно констатировать: цифровая трансформация регионов России в 2025 году вошла в стадию зрелости, поскольку охвачены все базовые направления. Начинается борьба за качество и эффективность. Лидеры укрепляют позиции за счёт инноваций (ИИ, анализ данных), середняки догоняют, перенимая успешный опыт, а отстающие получают беспрецедентную поддержку, чтобы включиться в цифровую экономику. Публичная цифровая повестка тоже вышла на другой уровень – сегодня сложно представить регионального главу, который бы не упоминал цифровизацию в своих планах развития. Впереди – новые вызовы, но заложенный фундамент (инфраструктура, кадры, единые платформы) позволяет уверенно смотреть в будущее цифровой России. Лидеры вроде Москвы, Татарстана, Белгорода подтягивают остальных, доказывая, что цифровой прогресс возможен в каждом уголке страны при грамотном подходе.
