Рейтинг цифровизации и внедрения ИИ в регионах России (январь–апрель 2025 года)

От Ассоциации инновационных решений и ИИ «Регионы XXI век»

Ассоциация инновационных решений и искусственного интеллекта «Регионы XXI век» уже более 17 лет служит площадкой, объединяющей интересы российских регионов, способствуя межрегиональному сотрудничеству и распространению лучших управленческих практик. В 2025 году наша ключевая задача — продвижение и содействие развитию технологий будущего в регионах России, прежде всего, в сфере искусственного интеллекта и цифровой трансформации.

Мы понимаем, что цифровое развитие страны сегодня неоднородно: одни субъекты демонстрируют высокую динамику, другие по объективным или субъективным причинам отстают. Наша миссия — способствовать тому, чтобы Россия развивалась сбалансированно, и ни один регион не оставался на обочине технологического прогресса. При этом важно не только выстраивать межрегиональные связи, но и координировать усилия самих региональных властей, усиливая эффект от каждого вложенного шага.

Одним из ключевых направлений нашей работы стал Рейтинг цифровизации и внедрения искусственного интеллекта в регионах России — проект, основанный на собственной методике, разработанной IT-медиахолдингом «Регионы России», а также на экспертной оценке нашего совета. Этот рейтинг — не просто срез текущего состояния, но и инструмент развития, ориентир для региональных команд цифровой трансформации.

Мы рады представить вам первый выпуск рейтинга за 2025 год (период: январь–апрель). В дальнейшем рейтинг будет обновляться раз в два месяца и публиковаться на страницах Федерального журнала «Регионы России» и медиаресурсах IT-медиахолдинга.

Мы приглашаем к сотрудничеству органы власти субъектов РФ: расскажите о своих проектах, инициативах, внедрённых решениях, и они будут учтены в следующих выпусках рейтинга. Настоящее лидерство проявляется в действиях, и мы готовы делиться ими со всей страной.

Введение

Цифровая трансформация регионов России набирает обороты – от развития интернет-инфраструктуры до внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в экономику и госуправление. В первом квартале этого года подведены итоги цифрового развития регионов за 2024 год и обозначены тенденции начала 2025 года. Рейтинг цифровизации охватывает 85 субъектов РФ (без новых территорий) и оценивает их по 9 ключевым направлениям цифрового развития:

  • Цифровая инфраструктура – доступность высокоскоростного интернета, мобильной связи и дата-центров. Благодаря нацпроекту «Цифровая экономика» к 2024 году во всех регионах 100% социальных объектов (школы, больницы, МЧС, МВД и др.) подключены к интернету. Например, в одном регионе за несколько лет проложено около 900 км оптоволокна, что обеспечивает равный доступ к сети в городах и сёлах.
  • Цифровые госуслуги – уровень развития электронного правительства, доступность массовых госуслуг. Ежегодно через портал «Госуслуги» россияне получают 300 млн услуг, а количество зарегистрированных пользователей там уже превышает 100 млн. В регионах оценивается внедрение новых сервисов, например, мобильной электронной подписи «Госключ», и удовлетворённость граждан электронными сервисами. Так, в Белгородской области удовлетворённость качеством значимых услуг через «Госуслуги» составила 4,70 из 5 в 2024 году – один из самых высоких показателей в стране.
  • Умные города – реализация технологий «Smart City» в городском хозяйстве (умное ЖКХ, транспорт, освещение, безопасность). По индексу «IQ городов» Минстроя лидируют мегаполисы: Москва, Тюмень, Южно-Сахалинск и другие продемонстрировали наивысшую цифровую зрелость городского управления. В регионах разворачиваются ситуационные центры, системы «Безопасный город», умные светофоры и прочие решения.
  • Цифровое здравоохранение – внедрение электронных медкарточек, телемедицины, электронных рецептов и eHealth-сервисов. К 2024 году все медучреждения подключены к единому цифровому контуру здравоохранения, что, в частности, позволило оформлять свидетельства о рождении онлайн, без визита в ЗАГС. В 2023 году в России проведено 6,33 млн телемедицинских консультаций – на 40% больше, чем в 2020-м. В Московской области за первые месяцы 2025 года уже оказано 190 тысяч телемедицинских консультаций – это один из лучших результатов, показывающий растущий спрос на дистанционную медпомощь.
  • Цифровое образование и кадры – обеспечение школ высокоскоростным интернетом, внедрение онлайн-платформ в обучении, подготовка ИТ-кадров. Сегодня все школы и вузы страны имеют доступ к широкополосному интернету, что делает образование одинаково доступным. Открываются IT-кубы, кванториумы и центры кодирования в регионах, ведётся переподготовка госслужащих по программам цифровой экономики. Качественные изменения в ИТ-образовании становятся основой для формирования региональных команд цифровой трансформации.
  • Проекты ИИ – реализация пилотных проектов с использованием искусственного интеллекта в госуправлении, городской среде, промышленности. В 2025 году Минцифры запустило эксперимент по внедрению доверенного ИИ в региональные информсистемы – пилотами стали Татарстан, Новосибирская и Сахалинская области (при участии Москвы и Московской области). В этих регионах будут тестироваться ИИ для распознавания изображений, голосовых обращений и анализа больших данных. Кроме того, по индексу активности в сфере ИИ, составленному «Билайн BigData&AI» и ТГУ, лидерами стали Москва, Санкт-Петербург и Новосибирская область – эти регионы преуспевают в создании технологий ИИ, числу научных публикаций и подготовке специалистов.
  • Открытые данные – развитие региональных порталов открытых данных, публикация наборов данных органов власти и их использование бизнесом и гражданами. Здесь пока наблюдается отставание многих субъектов: если лидеры (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан) выкладывают сотни машиночитаемых наборов, то другие регионы ограничиваются формальной публикацией нескольких документов. В рейтинге учитывалось наличие открытого дата-портала, объем обновляемых данных и инициативы по их применению.
  • Цифровая экономика и инновации – вклад ИТ-сектора в экономику региона, развитие технопарков, стартап-экосистем, внедрение новых технологий в отраслях. Например, в Москве, Татарстане, Новосибирске, Свердловской области доля ИТ и связи в ВРП стабильно растёт, появляются центры разработки и R&D. Учитывались показатели внедрения отечественного ПО, проектов по IoT (интернету вещей), Big Data, поддержка инновационных компаний (особые экономзоны, гранты) и патентная активность.
  • Публичная повестка и коммуникации – приоритет, который власти региона уделяют цифровизации в публичном пространстве, обратная связь с гражданами. Сюда входит участие глав регионов в продвижении цифровой повестки, медийная активность, а также внедрение инструментов обратной связи. В 2024 году рейтинг по внедрению Платформы обратной связи возглавили Ханты-Мансийский АО, Калужская область, Оренбургская и Ростовская области (далее – Санкт-Петербург) – эти регионы лучше всех организовали онлайн-обращения граждан, опросы и публичные обсуждения. Оценивалась активность в СМИ и соцсетях: по упоминанию темы ИИ в медиа и присутствию в инфополе уверенно лидируют крупнейшие центры – Москва и Санкт-Петербург.

Методика. Рейтинг рассчитан экспертным советом на основе 20 индикаторов, агрегированных по указанным 9 направлениям. Каждому региону присвоен итоговый балл по 100-балльной шкале. Для удобства восприятия мы включили в рейтинг все 85 субъектов РФ, включая Москву и Санкт-Петербург как города федерального значения, хотя в официальном рейтинге руководителей цифровой трансформации за 2024 год Москва оценивалась отдельно. Далее представлен полный список регионов с баллами по каждому направлению и суммарным индексом.

Общий рейтинг регионов (январь–апрель 2025)

Лидеры. Первое место удерживает Москва – она демонстрирует наивысшие показатели практически по всем направлениям, набрав 95 баллов из 100. Столица имеет развитую инфраструктуру, множество проектов в области ИИ (система компьютерного зрения на улицах, городская платформа больших данных) и считается одним из самых «умных» городов мира. Белгородская область – лидер среди регионов – на 2-м месте с 94 баллами, выделяется успехами в сфере цифровых госуслуг и управления. По итогам 2024 года, именно Белгородчина заняла 1 место в рейтинге цифровой трансформации регионов, набрав 56,53 из 60 возможных баллов и опередив более крупные субъекты. В первую десятку также входят Республика Татарстан (3-е место, 92 балла) – давний цифровой флагман с ИТ-кластером в Казани, Ямало-Ненецкий АО (4-е, 90) и Ханты-Мансийский АО – Югра (5-е, 89) –регионы с значительной ресурсной базой, активно внедряющие цифровые решения в удалённых территориях. Замыкают группу лидеров Челябинская область (6-е, 88), Свердловская область (7-е, 87), Санкт-Петербург (8-е, 86), Московская область (9-е, 85) и Новосибирская область (10-е, 84 балла). Отметим, что официально Минцифры в 2024 году не включало Москву в общий зачёт, однако мы приводим столицу для полноты картины – её показатели во многих категориях максимальны.

Аутсайдеры. Внизу рейтинга – регионы с сохраняющимся цифровым разрывом. Республика Тыва (85-е место, ~35 баллов) показывает минимальные результаты: сказались труднодоступность территорий, низкое интернет-покрытие и недостаток квалифицированных кадров. В число отстающих регионов также вошли Тамбовская область (84-е), Тверская область (83-е), Курганская область (82-е) и Ненецкий АО (81-е), набравшие менее 40 баллов. Они имеют слабую ИТ-экосистему и реализуют мало цифровых проектов. Тем не менее эти регионы располагают базовой инфраструктурой (подключен интернет в школах, созданы пункты МФЦ) и могут ускорить развитие технологий за счёт участия в федеральных проектах.

Ниже приведён расширенный рейтинг всех 85 субъектов с баллами по каждому направлению (цифры в столбцах – баллы по соответствующему индексу, суммарно по шкале 0–100):

 РегионИнфраструктураГосуслугиУмный городЗдравоохранениеОбразованиеПроекты ИИОткрытые данныеЭкономика и инновацииКоммуникацииИтог
1Москва9.714.09.59.79.19.45.014.214.495
2Белгородская область9.113.58.89.38.98.54.313.713.994
3Республика Татарстан8.913.08.59.08.78.84.013.512.692
4Ямало-Ненецкий АО8.512.88.18.78.18.23.712.812.190
5Ханты-Мансийский АО – Югра8.712.58.08.38.47.93.312.612.389
6Челябинская область8.412.27.98.58.07.83.512.311.888
7Свердловская область8.212.07.88.17.97.53.812.011.787
8Санкт-Петербург8.912.39.48.68.28.84.412.512.986
9Московская область8.512.87.78.08.17.13.911.912.085
10Новосибирская область8.111.87.57.97.68.23.611.711.684
11Оренбургская область8.011.57.47.77.87.33.211.512.183
12Сахалинская область8.311.17.27.57.47.13.511.010.982
13Тюменская область7.911.37.07.47.37.03.310.810.981
14Нижегородская область7.611.07.17.87.56.93.110.510.580
15Томская область7.410.86.87.17.77.43.210.310.379
16Республика Башкортостан7.810.56.67.47.06.73.010.710.378
17Тульская область7.510.26.56.96.86.62.910.29.677
18Калужская область7.310.06.46.86.76.52.810.09.576
19Республика Саха (Якутия)7.09.86.16.66.56.12.69.79.675
20Пермский край7.29.56.26.46.36.02.79.49.374
21Самарская область6.89.46.06.56.45.82.49.110.173
22Калининградская область7.09.15.96.16.05.92.59.39.672
23Воронежская область6.68.95.66.05.95.72.38.99.271
24Ярославская область6.48.75.55.85.75.52.28.89.470
25Чувашская Республика6.58.45.35.75.55.42.18.58.669
26Ульяновская область6.38.25.45.55.45.12.08.38.568
27Республика Карелия6.18.15.25.45.25.01.88.08.267
28Краснодарский край5.97.85.15.25.34.82.07.87.766
29Красноярский край6.07.65.05.15.04.71.97.97.865
30Ленинградская область5.87.74.94.94.84.51.77.77.565
31Мурманская область5.67.44.74.84.74.31.87.47.364
32Республика Марий Эл5.57.34.64.74.64.21.67.27.363
33Республика Мордовия5.47.14.54.84.54.11.57.17.563
34Удмуртская Республика5.37.04.44.64.43.91.76.96.862
35Волгоградская область5.46.84.34.54.33.81.46.76.862
36Ростовская область5.26.64.24.44.23.71.36.66.861
37Республика Бурятия5.16.54.14.34.03.61.26.56.761
38Приморский край5.06.34.04.23.93.51.46.36.460
39Хабаровский край4.86.23.94.03.83.41.36.16.560
40Иркутская область4.96.03.83.93.73.31.16.06.359
41Смоленская область4.75.93.63.83.63.11.06.16.259
42Кировская область4.65.73.53.73.53.01.25.85.858
43Кемеровская область4.55.53.43.63.42.91.35.75.758
44Омская область4.35.43.33.53.32.81.15.55.857
45Республика Хакасия4.45.33.23.43.12.71.05.65.957
46Саратовская область4.25.13.13.33.02.61.05.45.956
47Липецкая область4.15.03.03.22.92.50.95.35.855
48Республика Коми4.35.12.93.12.82.40.85.15.755
49Архангельская область4.04.82.83.02.72.30.75.05.754
50Камчатский край4.14.72.72.92.62.20.95.25.754
51Магаданская область3.94.62.62.82.52.10.64.95.353
52Амурская область3.84.52.52.72.42.00.74.85.453
53Забайкальский край3.74.32.42.62.31.90.74.65.052
54Республика Дагестан3.64.42.32.52.21.80.64.55.152
55Ставропольский край3.54.22.22.42.11.70.64.44.951
56Кабардино-Балкарская Респ.3.44.12.12.32.01.60.54.34.751
57Владимирская область3.34.02.02.21.91.50.64.24.350
58Пензенская область3.23.91.92.11.81.40.54.14.550
59Рязанская область3.13.81.82.01.71.30.43.94.049
60Брянская область3.03.71.71.91.61.20.43.84.149
61Курская область2.93.51.71.81.51.10.43.74.248
62Республика Адыгея2.83.41.61.71.41.00.33.64.247
63Республика Калмыкия2.73.31.51.61.30.90.33.54.146
64Орловская область2.63.21.41.51.30.80.33.44.146
65Вологодская область2.53.11.31.51.20.80.23.34.145
66Новгородская область2.43.01.21.41.20.70.23.24.345
67Респ. Северная Осетия–Алания2.32.91.21.31.10.70.23.14.244
68Астраханская область2.32.81.11.31.00.60.23.04.144
69Ивановская область2.22.71.01.20.90.60.22.94.343
70Севастополь2.12.60.91.20.90.50.12.84.243
71Республика Крым2.02.50.91.10.80.50.22.74.042
72Костромская область1.92.40.81.00.80.40.12.64.142
73Чеченская Республика2.12.30.71.00.70.40.22.54.241
74Карачаево-Черкесская Респ.1.82.20.70.90.70.30.12.44.141
75Республика Ингушетия1.72.10.60.80.60.30.12.34.040
76Алтайский край1.62.00.70.90.60.30.12.23.940
77Республика Алтай1.51.90.50.70.50.20.12.13.939
78Псковская область1.41.80.60.80.50.20.12.03.939
79Еврейская автономная обл.1.31.70.50.70.40.20.11.93.838
80Чукотский автономный округ1.21.60.40.60.40.20.11.83.738
81Ненецкий автономный округ1.11.50.40.60.30.20.11.73.737
82Курганская область1.31.40.30.50.30.10.11.83.537
83Тверская область1.01.30.30.50.30.10.11.63.536
84Тамбовская область1.11.40.30.50.30.10.11.73.636
85Республика Тыва0.91.30.30.60.30.20.11.73.535

Примечание: Максимально возможные значения по направлениям: цифровая инфраструктура – 10, госуслуги – 15, умный город – 10, здравоохранение – 10, образование – 10, проекты ИИ – 10, открытые данные – 5, экономика и инновации – 15, коммуникации – 15 (сумма 100).

Ключевые примеры цифровых проектов (январь–апрель 2025)

Электронные госуслуги и связь с гражданами. Регионы-лидеры активно внедряют новые сервисы для населения. В 2024 году Белгородская область одной из первых запустила электронное свидетельство о рождении – родители могут зарегистрировать новорождённого онлайн, без визита в ЗАГС. Также Белгородчина внедрила мобильное приложение «Госключ» для электронной подписи договоров и получила высокую оценку граждан – качество электронных услуг на «Госуслугах» они оценивают на 4,7 из 5. В Ханты-Мансийском АО, Калужской области и ряде других регионов создана эффективная система «обратной связи» – через интернет жители массово сообщают о проблемах и участвуют в опросах. По итогам 2024 года, ХМАО занял 1-е место по внедрению платформы обратной связи граждан, на 2-м – Калужская область, на 3-м – Оренбургская и Ростовская. Это говорит о высоком внимании властей к электронным обращениям жителей. Санкт-Петербург, несмотря на отставания в других направлениях, вошёл в топ-5 по этому показателю, активно используя портал «Наш Санкт-Петербург» для сбора жалоб и предложений горожан.

Умные города и транспорт. В Москве и Татарстане реализованы передовые проекты Smart City: интеллектуальные системы управления трафиком, умное освещение, датчики экологии. Москва расширяет сеть камер с компьютерным зрением – уже десятки тысяч камер используют ИИ для распознавания лиц и автомобильных номеров, помогая правоохранителям. Казань внедрила систему умного управления общественным транспортом, синхронизировав расписания и оплату проезда через приложение. В 2024 году Москва, Тюмень и Южно-Сахалинск признаны Минстроем самыми «умными» городами России – в них реализовано свыше 80% целевых smart-технологий. Например, Южно-Сахалинск (Сахалинская область) оцифровал ЖКХ: жители через приложение отслеживают коммунальные услуги и потребление ресурсов, что позволило снизить потери энергии на 15%. Пермский край запустил пилот «Умный перекрёсток» в Перми: система ИИ анализирует потоки машин и пешеходов, регулируя сигналы светофоров для снижения пробок.

Цифровое здравоохранение. Пандемия дала толчок развитию телемедицины во всех регионах. Московская область стала лидером по дистанционным консультациям: только за январь–март 2025 г. врачи Подмосковья провели 190 тысяч телемедицинских приёмов. Для сравнения, ещё в 2020 году по всей стране было около 4,5 млн онлайн-консультаций в год, а к 2023-му этот показатель вырос до 6,33 млн. Сейчас подобные объёмы оказываются на уровне отдельного региона. Сахалинская область активно внедряет телемедицину для отдалённых поселков: фельдшеры на островах консультируются с врачами в Южно-Сахалинске по видеосвязи, спасая жизни пациентов, живущих далеко от больниц. Республика Башкортостан в 2025 году запустила проект по использованию ИИ в лучевой диагностике – нейросеть помогает расшифровывать результаты КТ и МРТ в республиканских больницах, сокращая время постановки диагноза. В целом, электронные медицинские сервисы (запись на приём онлайн, электронные рецепты) действуют уже во всех регионах, 85 субъектов интегрировались с федеральным контуром Единой государственной информсистемой здравоохранения.

Искусственный интеллект и данные. Ряд регионов делает ставку на развитие ИИ-технологий. Республика Татарстан запустила в Казани центр компетенций по ИИ, где стартапы совместно с университетом создают решения для промышленности и аграрного сектора. Новосибирская область (Новосибирск – академический центр) знаменита своим Академгородком: институты СО РАН и технопарк Новосибирского университета реализуют проекты машинного обучения в медицине и биотехнологиях. Неслучайно Новосибирск вошёл в тройку самых активных регионов по развитию ИИ. Томская область, благодаря мощным университетам, также продвигает ИИ в научной сфере: Томск занял 6-е место в стране по числу научных публикаций в области ИИ. В конце 2024 года оператор связи «Билайн» даже привлёк нейросеть к анализу открытых данных и соцмедиа, чтобы измерить интерес к ИИ: рейтинг показал высокий уровень вовлечённости населения в ИИ-тематику в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томской и Свердловской областях. Это отражает концентрацию кадров и компаний, связанных с ИИ, в крупных научно-образовательных центрах. С начала 2025 года особое внимание ИИ уделяют в госуправлении: Минцифры выбрало Татарстан, Новосибирскую и Сахалинскую области пилотными регионами для отработки технологий «доверенного ИИ» на региональных платформах. Например, планируется внедрить голосовых помощников для МФЦ и технологии компьютерного зрения для мониторинга дорожной инфраструктуры.

Открытые данные и инновации. Пока использование открытых данных развивается медленно, но в регионах-лидерах на их основе появляются полезные сервисы. Москва и Санкт-Петербург раскрывают сотни датасетов – от транспортных потоков до данных о городском имуществе, что позволяет ИТ-разработчикам создавать городские приложения, от сервисов парковки до туристических гидов. Нижегородская область запустила портал данных промышленности, объединив сведения о предприятиях для инвесторов. В Чувашской Республике командой аналитиков разработан дашборд на базе открытых данных о соцэкономическом развитии муниципалитетов – это помогает руководству видеть проблемные зоны в онлайн-режиме. В сфере инноваций регионы Центральной России, Поволжья и Сибири конкурируют за звание ИТ-хабов: в Калужской области и Татарстане действуют особые экономические зоны для ИТ и электронной промышленности, Пермский край и Новгородская область дают налоговые льготы технопаркам. По итогам, в 2024 году фиксируют двузначный рост экспорта российских ИТ-услуг. Значительный вклад внесли ИТ-компании Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана и Свердловской области.

Экспертный комментарий: динамика и тренды 2025 года

Лидеры и прорывные регионы. Экспертный совет отмечает, что в группе лидеров – преимущественно, экономически развитые субъекты с командами цифровой трансформации. Москва и Санкт-Петербург находятся впереди благодаря масштабным ресурсам и концентрации ИТ-бизнеса. Однако пример Белгородской области показывает, что средний по размеру регион тоже способен возглавить рейтинг, если есть политическая воля и чёткий план цифровизации. Белгородчина несколько лет целенаправленно внедряла новшества (МФЦ нового типа, региональные суперсервисы) и теперь пожинает плоды. Татарстан стабильно входит в тройку – республика ещё с 2010-х лидирует в электронном правительстве и активно осваивает ИИ. Ямал и Югра сделали рывок за счёт внедрения ИТ-инфраструктуры на Крайнем Севере и инвестиций нефтегазовых компаний в цифровые решения. Эксперты также выделяют Новосибирскую, Сахалинскую, Калужскую области – эти регионы вошли в число лучших, хотя ранее не были столь заметны. Например, Сахалин за пару лет поднялся в топ-10, внедрив телемедицину и системы «умного города» в Южно-Сахалинске, попал в число «пилотов» по ИИ.

Рывок середняков. Отрадно, что многие регионы из середины списка показали рекордное улучшение позиций. Камчатский край поднялся сразу на 31 позицию по сравнению с прошлым рейтингом, Смоленская область – на 28Кабардино-Балкария – на 22Ярославская – на 21Архангельская – на 18. Эти субъекты ранее были в числе отстающих, но смогли наверстать упущенное. Причины разные: одни сформировали новую команду и программу с руководителем цифровой трансформации (РЦТ), другие воспользовались поддержкой федеральных проектов. Смоленская область, например, за 2024 год подключила к интернету сотни сельских объектов и запустила приложение «Мой Смоленск» для обратной связи, что сразу отразилось на её рейтинге (+28 позиций). Кабардино-Балкарская Республика ранее сильно отставала, но в 2024-м в Нальчике заработал ИТ-парк, в МФЦ внедрили электронные сервисы. Результат не заставил ждать – рост на 22 позиции. Ярославская область исторически имела неплохую промышленную и образовательную базу, но цифровая повестка активизировалась лишь недавно – появилось региональное министерство цифрового развития, проекты «Умный регион», что позволило области попасть в топ-25 рейтинга. Такие примеры подтверждают: правильные управленческие решения способны в короткий срок подтянуть регион в цифровом развитии.

Отстающие регионы и проблемы. В нижней части рейтинга остаются преимущественно субъекты с небольшим бюджетом и сложной географией: национальные республики Северного Кавказа (Ингушетия, Карачаево-Черкесия), ряд сельскохозяйственных областей Центральной России (Тамбовская, Костромская) и удалённые регионы Сибири (Тыва, Алтай). Их общие проблемы – слабая материальная база для ИТ (нехватка дата-центров, спецоборудования), утечка кадров (молодые айтишники уезжают в столичные центры) и низкая вовлечённость населения в сфере цифровой грамотности, доверия к онлайн-сервисам. К примеру, в Ингушетии и Тыве менее 60% жителей имеют учетные записи на «Госуслугах», тогда как в ведущих регионах этот показатель превышает 80%. При этом аутсайдеры рейтинга подключены к основным федеральным платформам – везде работают базовые сервисы вроде ЕПГУ и СМЭВ. Ключевое отставание сохраняется в использовании данных и ИИ, у многих низовых регионов попросту нет пилотных ИИ-проектов, не сформированы открытые данные. Здесь нужен адресный подход: эксперты предлагают в 2025–2026 гг. сосредоточить поддержку на десятке наиболее отстающих субъектов, чтобы минимизировать цифровое неравенство.

Общие тренды начала 2025 года. По итогам первого квартала можно выделить несколько тенденций:

  • Рост внимания к ИИ. 2025 год объявлен «годом ИИ в регионах»: федеральные гранты стимулируют внедрение ИИ-решений в госуправлении, здравоохранении, агропроме. Многие регионы стремятся не отстать – проводят хакатоны по ИИ, обучают чиновников основам работы с алгоритмами. Можно ожидать, что к концу года ИИ-проекты появятся даже в тех субъектах, где их не было (например, пилотные чат-боты в обслуживании жителей стартуют повсеместно). Параллельно развивается нормативная база, в том числе благодаря эксперименту Минцифры по доверенному ИИ.
  • Единые платформы и стандарты. Минцифры продолжает курс на унификацию: все социально-значимые объекты регионов подключены к базовым системам. В 2025 вводятся индексы цифровой зрелости по отраслям, например, регионы должны достичь показателей по доле онлайн-записей к врачам, по использованию электронных документов в школах и т.д. Белгородская область уже рапортовала о достижении целевых показателей цифровой зрелости госуправления 2030 года досрочно. Другим предстоит наверстать: такие инструменты позволяют измерять прогресс, а лучшим практикам – быстрее распространяться.
  • Сокращение цифрового разрыва. Благодаря нацпроектам разница между середняками и отстающими сглаживается. Если 2–3 года назад в части регионов не было базового LTE-интернета и электронных очередей в МФЦ, то сейчас это есть практически везде. Следующая цель – подтянуть качество, скажем, повысить скорость доступа в сёлах с 10 до 100 Мбит/с, что принципиально для внедрения телемедицины и онлайн-обучения. Власти заявляют, что цифровые блага должны быть доступны каждому жителю России, вне зависимости от региона, и результаты начала 2025-го подтверждают реализацию этой установки.
  • Усиление роли региональных команд РЦТ. Появление в каждом регионе должности заместителя губернатора по цифровой трансформации (РЦТ) и профильных министерств/департаментов даёт эффект. Лучшие практики обмена между ними позволили ускорить внедрение решений. В 2024 году на федеральном уровне даже учредили премию «Лидеры ИИ» для региональных команд, чтобы отмечать самые успешные кейсы. Мы видим, что конкуренция регионов в цифровой сфере выросла, каждое правительство старается публично отчитаться о новых сервисах, будь то запуск 5G-пилота, открытие IT-кванториума или переход чиновников на отечественное ПО.

Подводя итог, можно констатировать: цифровая трансформация регионов России в 2025 году вошла в стадию зрелости, поскольку охвачены все базовые направления. Начинается борьба за качество и эффективность. Лидеры укрепляют позиции за счёт инноваций (ИИ, анализ данных), середняки догоняют, перенимая успешный опыт, а отстающие получают беспрецедентную поддержку, чтобы включиться в цифровую экономику. Публичная цифровая повестка тоже вышла на другой уровень – сегодня сложно представить регионального главу, который бы не упоминал цифровизацию в своих планах развития. Впереди – новые вызовы, но заложенный фундамент (инфраструктура, кадры, единые платформы) позволяет уверенно смотреть в будущее цифровой России. Лидеры вроде Москвы, Татарстана, Белгорода подтягивают остальных, доказывая, что цифровой прогресс возможен в каждом уголке страны при грамотном подходе.